Each experience is unique

В горах нет ни честности, ни коварства. Они просто опасны.
                                          Рейнхольд Месснер

Вы когда-нибудь крутили яхтенную лебёдку? Ту, которой поднимают парус. В первые секунды сделать это кажется очень легко и думаешь, что так будет продолжаться до самого конца, но парус имеет треугольную форму и по мере подъема его площадь с каждым мгновением увеличивается. Усилие растет экспоненциально и каждый новый виток линя на барабане отнимает в разы больше сил, чем предыдущий. И сопоставить усилие в конце подъема с тем, что было в начале, оказывается очень сложной задачей. Так происходит и при подъеме на вершину.

Большой Кавказский хребет Эльбрус

Это не попытка описать восхождение на Эльбрус – их много в интернете, да и почти все они увенчались успехом, это отдельно взятая неудачная попытка двух людей, по сути дела почти не бывавших в горах, один из которых полагал, что подняться на Эльбрус в это время года будет достаточно просто. Просто не оказалось.

Склоны Эльбруса осень

Октябрь был выбран не случайно – на Эльбрус в это время ходит совсем мало людей, да и окружающие условия становятся интереснее: сама погода становится переменчивой, а склоны на отметках выше 3000 метров уже покрываются плотным снежным покровом.

Бочки Гарабаши осень Эльбрус

На приюте ”Бочки” (3750 м) мы провели 5 дней в ожидании погоды. Каждый день повторял предыдущий. Все пять дней мело, снега становилось все больше, ветер ревел и гудел все эти дни, легонько потряхивая домик, в котором мы жили, и лишь иногда днем затихая на несколько часов. В эти периоды затишья наш двуглавый хозяин на некоторое время показывался в просветах облаков, как бы смеясь над нашими жалкими попытками покорить его. Даже терскольские бойцы МЧС из-за непогоды! закрыли свою хижину у подножия скальных гряд и пешком спустились в долину. Первый же акклиматизационный выход почти по пояс в снегу по склону горы и в условиях видимости до 50 метров показал, что добраться до вершины в эти дни нам поможет лишь очень удачное стечение обстоятельств.  Каждый шаг давался с большим трудом, следы заметало моментально. Спустя пару дней “удачное стечение обстоятельств” уже отождествлялось со словом ”чудо” ввиду непрекращающихся метелей и все прибывающего снега. И это ”чудо” явилось нам в виде хозяина одной из отстоящих от основных ”бочек” – Асхада, его железного питомца под названием ратрак и прогноза погоды, который давал нам один шанс за всю неделю – промежуток в несколько часов без облачности: начиная с вечера накануне и до 14-15 часов пополудни в день восхождения. Ратрак мог забросить нас на скалы Пастухова (4600-4700 м), где снег уже был плотный, а новый выпавший сносило сильными ветрами и где нам не пришлось бы пробивать себе дорогу. Асхад должен был везти туда четырех человек, которые до этого дня ждали погоду внизу на поляне Азау и мы договорились, что он берет нас с собой. Еще двое должны были идти с нами с нами от ”Бочек” пешком, готовясь к восьмитысячникам Гималаев. Все было на нашей стороне в тот вечер.

Бочки вид на Эльбрус осень

Поздним вечером я вышел на крыльцо нашего домика – все небо было усыпано звездами, дул свежий, обжигающий, холодный и сильный ветер, гудел и завывал в ущельях, пел свою многодневную песню. Воздух был как всегда чист и свеж, этакий дистиллированный воздух, без примеси каких либо запахов. Такой воздух всегда бывает в самолете перед прыжком, на высоте 4000 метров, когда открывают двери рампы. Небо чистое – хороший знак, значит прогноз погоды был верен и мы сможем… Уже совсем скоро и ждать осталось недолго.

Трещины на склоне Эльбруса

Луч света от фонарика упал в пяти метрах от меня, а из-за угла появился человек. К нам? Но мы не ждем никого… Это был Асхад. Он зашёл в домик, сел на край кровати, и, помолчав немного, сообщил, что солярка в его ратраке замёрзла. Он набивал дорогу за Приют 11, ставил вешки, и у самого Приюта топливо в системе замерзло. На улице было – 24, а топливо — летнее. Ключей от других ратраков у Асхада не было, а включать канатку для того, чтобы спуститься в Азау за ключами, не разрешили. Сказать, что надежды рухнули – это ничего не сказать. Тем более что окно погоды по прогнозу сузилось часа на три и в 11-12 часов дня начинались снежные ливни, значит, на вершине нужно быть хотя бы в 10, а по такому снегу и с нашей неважной подготовкой дойти от ”Бочек” пешком было почти нереально в данных условиях. Но идти нужно, вернее нельзя не идти. Дойдем докуда сможем – решили мы и будь, что будет. Спать еще не ложились, хотя выспаться было необходимо, лечь смогли только часам к 10, да и спать не хотелось совсем после произошедшего и в предвосхищении штурма. Съев по банке тушенки (очень, я вам скажу, неправильная пища перед подъемом, пожалуй, самая неправильная из всех, какие только можно придумать), проворочавшись в полузабытьи пару-тройку часов, мы начали собираться – выходить решили в два ночи. Термики, поларки, пуховки, обувь…, застегиваем и зашнуровываем “кошки”, перчатки, сверху верхонки, пуховка, заклеиваем открытые участки лица пластырем, очки, предварительно натертые мылом, балаклава, перешнуровываем низ штанов, чтобы не попадал снег (да куда там, найдёт же как), шапка, ледоруб, рюкзак и выпрошенные у Асхада треккинговые палки – мы готовы к выходу в открытый космос.

А дальше… Во время попытки штурма не было ничего экстраординарного, были просто необычные условия, в которых мы находились и к которым не были готовы должным образом. Было ощущение того, что передвигаешься по другой планете, был сильный боковой ветер из-за которого начали замерзать даже глаза под очками, что пришлось прикрывать их рукавицей, были неясные следы напарника сквозь напрочь заледеневшие очки, огромные вытянутые тени от рук в свете фонарика, был глубокий снег по колено, который нужно было пробивать каждый раз, чтобы переставить ногу, был Приют Одиннадцати, стоя в двадцати метрах от которого мы не могли из-за ветра и снега понять что это – скала или большое сооружение, был горячий чай из термоса в Приюте, замерзший асхадовский ратрак недалеко от него, был ветреный рассвет… и спуск…

Большой Кавказский хребет осень утро

Мы могли на ратраке доехать до скал Пастухова. Но, видимо, кому-то было это неугодно. И кто знает, до какой точки мы смогли бы дойти в тот день и как бы вернулись в начавшейся утром метели. Да и все-таки на вершину нужно идти пешком, без помощи технических средств. Но так будет уже не в этот раз.

Рассвет над Эльбрусом

В тот день Эльбрус  никого из восходителей не пустил на свою вершину…

Облако над Эльбрусом

На стене в нашем приюте была надпись — each experience is unique. Она поддержала в тот момент, когда к нам накануне пришел Асхад и сказал, что ратрака нет. В тот момент я понял, что вернусь сюда снова. Когда? Не знаю, но хочется надеяться, что достаточно скоро. И пришло понимание того, что в восхождениях не все решается на голом энтузиазме и без подготовки, нужно думать и соотносить свои текущие возможности с внешними условиями.

Эльбрус осень утро скалы Пастухова

И еще. Я не знаю, почему другие люди идут в горы — мотивы у всех разные. Да, там красиво, там бывает опасно, там свобода и другой мир, там проявляются в людях невидимые на равнине качества. И иногда в горах можно просто побыть с собой наедине, в совершенно другом далёком мире… Но для меня горы сейчас – это соревнование. Ты или гора. Все предельно просто.

Просто в этот раз гора оказалась сильнее.

28 ноября 2010
Санкт-Петербург

Огромное спасибо Алексею Храброву, с которым мы все это вместе прошли и без которого эта поездка не состоялась бы.